Внушаемость
Внушению в той или иной мере подвержены практически все. Но, безусловно, в разной степени. Более внушаемы люди, не уверенные в себе, а также дети и люди пожилого возраста. Женщины в среднем подвержены внушению больше, нежели мужчины. Образование понижает внушаемость: образованный человек больше доверяет рассудку, а следовательно, фактам и аргументам. На внушаемости базируется известный «эффект плацебо»: больному дают вместо обещанного лекарства нейтральное средство (например, обычную воду или таблетку-пустышку), утверждая, что оно обязательно поможет. И действительно, многим помогает!
Но нередко внушение может приносить огромный вред. Это, как и силу внушения, проиллюстрируем двумя историями.
Женщина обратилась к сравнительно молодому, но уже знаменитому профессору. Он установил у нее декомпенсированный порок сердца. Среди лиц с указанным пороком имеются даже известные спортсмены. Чтобы ободрить пациентку, профессор шутя сказал: «Вы, можете вообще не беспокоиться о своем сердце — раньше меня не умрете, а если умрем, то вместе». Случилось так, что на следующий день профессор скоропостижно скончался. Узнав об этом, женщина впала в состояние крайнего волнения. Вызванному на дом участковому врачу сказала: «Я знаю, что должна умереть». Через несколько часов работа ее сердца резко пошла на убыль, и вскоре она умерла.
А вот другой случай. Произошел он в Париже и стал известен благодаря громкому судебному делу. Надзиратель лицея своими придирками вызвал ненависть студентов, и они решили отомстить ему. Схватив надзирателя, привели его в полуподвальное помещение и в масках устроили над ним суд. Выступил «прокурор», который от имени всех студентов обвинил его в «злодеяниях», перечислив все его «преступления». «Суд» приговорил его к обезглавливанию. Принесли плаху и топор и объявили осужденному, что ему осталось только три минуты на то, чтобы приготовиться к смерти. По прошествии этого срока его поставили на колени и положили голову на плаху. Один участник этой жестокой забавы, занес топор, а второй ударил полотенцем по шее. После этого студенты, с хохотом предложили ему подняться. Однако тот оставался недвижим. С ужасом проказники обнаружили, что надзиратель мертв.
Успеху внушающего способствует излучаемая им уверенность. По отзывам участников баталий на первенство мира по шахматам, в годы стремительного взлета Роберта Фишера, он источал такую уверенность, что у соперников возникало ощущение невозможности победы над ним. Влияние внушения на ожидания человека было подтверждено научным опытом.
Приведем, например, результаты эксперимента, проведенного Е.В. Мосейко (Замробовский) под руководством проф. Г.М.Андреевой и Я. Яношека.
В круг, образованный десятью сидящими людьми (испытуемыми), поочередно вводились
наблюдатели, получившие инструкцию запомнить как можно большее число присутствующих. Каждому наблюдателю предоставлялась возможность смотреть на каждого испытуемого в течение 2—3 секунд, после чего первый удалялся в соседнее помещение и отчитывался о своих впечатлениях. Начальная фаза эксперимента состояла из таких экспозиций десяти наблюдателей и их последующих отчетов. Затем объявлялся перерыв, во время которого для каждого испытуемого путем опроса 10 наблюдателей устанавливалось, сколько из них его запомнили. Затем производилась дезинформация. Если число запомнившихся было ниже 5, то испытуемому сообщалось, что его запомнили 9 наблюдателей, если этот уровень превышал 5,— 1 наблюдатель. После перерыва, длившегося 20—30 минут, проводилась вторая фаза, в точности дублировавшая первую. В какой мере такая дезинформация вела к формированию у испытуемых новых ожиданий относительно своей «запоминаемости», выяснялось с помощью вопроса, задававшегося после эксперимента. Было выявлено, что ожидаемая запоминаемостъ испытуемых, получивших в перерыве «понижающую» дезинформацию, значимо снизилась, а у испытуемых, получивших «повышающую» дезинформацию во второй фазе, ощутимо возросла; «запоминаемостъ» же испытуемых контрольной группы не претерпела значимых изменений.
Подобные исследования подтверждают мнение, что внушаемость — действительно присущее нам свойство. Внушаемость возрастает во время стрессовых состояний. Весь весенний период является для нашего организма стрессом, поэтому весной люди более внушаемы. Это используют манипуляторы всех мастей. С весенним солнышком высыпают на улицу цыгане с предложениями погадать. Помня о весенней внушаемости, не поддавайтесь сразу на призывы рекламы типа: «Пришло время обновления — обновите что-нибудь у себя и вы!» или «Природа расцветает — расцветайте и вы!». Многим торговцам миф о весне как «поре пробуждения» просто выгоден.
Внушаемость — источник дохода также и всевозможных магов, колдунов, гадалок. Каждого клиента они стараются зацепить на крючок, чтобы он приходил к ним еще и еще: «Надо обязательно посмотреть, что у нас с вами получилось... Надо разрядить ваши часы, а то ваша аура начнет разрушаться». Человека запугивают, заставляют поверить, что без мага он теперь ни туда и ни сюда. А за каждый визит приходится платить. Это может длиться бесконечно, как «мыльная опера».